Игорь ШВАРЦ
ОЧЕНЬ ТРЕВОЖИТ
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Беседа с начальником управления экологической безопасности Министерства природных ресурсов России, академиком Российской академии промышленной экологии, доктором технических наук, профессором Виктором КУЦЕНКО.
- Виктор Владимирович, что вызывает особое беспокойство в строительной отрасли?
- Прежде всего то, что некоторые объекты строятся без ведома природоохранных органов. В настоящее время это самая большая угроза экологической безопасности в строительной отрасли. Проекты строительства некоторых объектов не представляются, как этого требуют законы "О государственной экологической экспертизе" и "Об охране окружающей среды", на государственную экологическую экспертизу. Часто строительство ведется в обход требований этих законов. Достаточно привести следующий пример: огромные территории вдоль берегов Волги, Десны, Нары, Оки, Москвы-реки и других рек Российской Федерации застроены в водоохранной зоне и продолжают застраиваться коттеджами, жилыми зданиями, а также всякого рода сооружениями без прохождения экологической экспертизы. Возбуждаются десятки, сотни уголовных дел по этому поводу, но процесс, увы, вспять не пошел.
- Как же все это происходит?
- Различными способами выбиваются у местных властей, в основном, конечно, за взятки, разрешения на строительство. Такие объекты подлежат уничтожению, иначе нам не удастся очистить водоохранные зоны. Не за горами время, когда такие операции будут проводиться с привлечением силовых структур. Потому что если раньше наши реки загрязнялись сбросами промышленных предприятий, сейчас к этому загрязнению добавились сбросы зданий и сооружений, которые строятся в водоохранных зонах зачастую без очистных сооружений и, естественно, действуют негативно на биоту природоохранных объектов. Именно с этим явлением мы полагаем начать в настоящее время жесточайшую борьбу.
Особо беспокоит применение в строительстве материалов, которые оказывают негативное влияние на среду внутри выстроенных помещений. Далеко не все строительные материалы имеют сертификаты экологической безопасности. В результате наблюдается следующая картина: многие уже построенные объекты имеют превышение родона, фенолов и других опасных веществ. Далеко ходить за примерами не нужно. Наряду с населением некоторых российских регионов это расхлебывают многие жители Москвы и Подмосковья - обращаются по поводу ухудшения здоровья, наблюдается ранняя смертность и т. д.
Кроме того, в погоне за наживой пытаются скупать землю под строительство на свалках. Есть примеры, когда на месте свалки, в том числе в месте, где захоронены радиоактивные отходы, строители возводят жилые комплексы, детские учреждения и затем благополучно сбывают их населению. И это несмотря на то, что экологи и местные жители бьют тревогу - многим ведь известно, что строительство ведется на месте бывшей свалки. Как правило, в этих местах отчетливо ощутим неприятный запах - выделяется биогаз, который является характерным признаком свалки.
- Можете привести конкретный пример?
- Вот информация по состоянию на 14 августа 2003 года о строительном объекте в Москве по адресу: бульвар Маршала Рокоссовского, вл. 5-8. Привожу слова специалистов НПО "Родон", которые проводили экологическую экспертизу по этому адресу: "Если начнут здесь рыть, мы получим радиационное загрязнение". Все, кто живут вокруг, утверждают, что там попахивает газом. К нам, в МПР России, обратилась жительница этого района Г. А. Данилова, которая выразила опасения, что с началом этой стройки местные жители могут попасть в зону радиоактивного заражения.
- Наверное, и в организации строительства бывает не все в порядке с точки зрения экологической безопасности?
- В этом смысле в первую очередь хотел бы обратить внимание на организацию территории стройплощадки. Здесь, как правило, наблюдается отсутствие элементарной культуры. Мало того, что стройка захламлена, загажена, отъезжающие от стройки машины разносят грязь по прилегающим районам. В то время как во всех цивилизованных странах имеется специальный пост на въезде-выезде, где моют колеса. Сейчас иногда лишь штрафуют за это, однако мы собираемся добиться, чтобы штрафовали жесточайшим образом и всегда. И мы этого добьемся. В настоящее время природоохранное законодательство ужесточает требования к строителям. К сожалению, только в прошлом году мы начали вести статистику по строительной отрасли. Вот некоторые данные за 2002 год по отходам строительства, которые сгруппированы по классам опасности для окружающей среды (таблица 1):
Предъявляя жесткие требования ко всем сотрудникам, наш министр Виталий Григорьевич Артюхов особое внимание уделяет качеству проведения экологической экспертизы, значительному поднятию статуса структурного подразделения, которое непосредственно занимается вопросами экспертизы.
Проводя экологическую экспертизу при строительстве промышленных объектов, мы добиваемся, чтобы использовались чистые, безотходные производства, чтобы до минимума были снижены выбросы в окружающую среду. Каждый объект должен иметь отдельный раздел - иногда он представляет собой целый том, - который называется ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду). В этом разделе все расписано - про то, из каких материалов должен быть построен данный объект, об очистных сооружениях, что именно будет производить объект, что и сколько будет выбрасываться в окружающую среду, насколько этот выброс опасен (или не опасен), как принимать меры, чтобы снизить опасность. С проектом, где есть ОВОС, легко работать. Стоит взглянуть - ага, природоохранные требования есть, в технологической части очистные сооружения присутствуют, воздухоочистка в проект заложена, отходы будут направляться в определенное место и затем перерабатываться, оборот воды запланировано сделать, к примеру, по замкнутому циклу и т. д. Как правило, мы поддерживаем подобные проекты.
Но где нарушаются наши требования, там строительная организация старается обходить стороной природоохранные органы. Лишь когда прокуратура или наши контрольные органы обнаруживают, что имеется действующий объект, построенный без экологической экспертизы, и начинают прижимать виновных, горе-строители начинают обращаться к нам задним числом, чтобы мы провели экологическую экспертизу этого объекта. Конечно, мы отказываем, и порой, если природе нанесен значительный ущерб, возбуждаются уголовные дела.
- Почему же все-таки идут на такие нарушения, почему руководители, принимающие решение о незаконном строительстве, не боятся?
- Потому что природоохранные органы на местах требуют усиления. Не хватает контролеров. Мы обратились в правительство с просьбой оказать нам поддержку в этом.
- Какими правами наделен контролер?
- Будучи штатной единицей Минприроды, контролер наделен большими правами. У него есть удостоверение государственного инспектора. Контролер может прийти на объект, и в случае нарушения - если закопали, скажем, ядохимикаты - составляет протокол. На основании этого протокола выписывается предписание, в котором указываются вид нарушения и сроки устранения. Если же предписание государственного контролера не исполняется, он обязан сообщить об этом в природоохранную прокуратуру. В том случае, если нарушение привело к значительному ущербу или к болезни людей, проводится дознание по отношению к руководителям предприятий. Соответствующие статьи Уголовного кодекса предусматривают уголовную ответственность за вопиющее нарушение природоохранного законодательства. Если в том виде, как она задумана, заработает система государственного природоохранного контроля, должны снизиться на несколько порядков нарушения.
- Какие претензии природоохранных органов к базе отрасли?
- Что касается производства строительных материалов, нас беспокоит в первую очередь нахождение цементных заводов вблизи населенных пунктов. Взять, к примеру, Новороссийск. Вот где надо принимать меры, чтобы вывести из городской черты цементные заводы. В тех случаях, где это нереально, следует до минимума снизить выброс.
В приведенной ниже таблице можно посмотреть, какое место занимает производство строительных материалов в образовании токсичных отходов по сравнению с другими отраслями промышленности Российской Федерации (таблица 2).
Как видно из этой таблицы, более 55 процентов объема промышленных токсичных отходов образуется в черной и цветной металлургии, еще четверть - на предприятиях по производству строительных материалов, а также в химической, нефтехимической и угольной промышленности.
По данным Госкомстата России за 2001 г., в Российской Федерации имеется 2,6 тыс. мест захоронения токсичных отходов, занимающих площадь 28,2 тыс. гектаров, из них отвечают действующим нормативам всего лишь 1,9 тыс. мест.
В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов широко распространена практика их размещения в местах неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет особую опасность для окружающей среды. При этом объемы размещения токсичных отходов на несанкционированных свалках постоянно растут.
Должен заметить, что показатель использования и обезвреживания токсичных отходов в производстве строительных материалов в последние годы стабилизировался и в 2001 г. составил 36,5 процента от общего количества отходов, образовавшихся за год.
- Известно, на каком низком техническом и технологическом уровне функционирует у нас жилищно-коммунальное хозяйство. Неужели на том же уровне в этой отрасли и охрана окружающей среды?
- По ЖКХ мы ведем статистику давно и эту информацию размещаем в ежегодном государственном докладе о состоянии окружающей среды. В нынешнем году собираемся опубликовать данные за 2002 год. В настоящее время пользуемся информацией, собранной за 2001 год. К слову сказать, в нашей стране гораздо более оперативно приводятся данные, чем, скажем, в Германии. Там в настоящее время публикуется статистика за 1998 год - у них принято более скрупулезно подходить к вопросам экологии.
Сейчас мы с ужасом ожидаем роста количества катастроф, связанных с устаревшим оборудованием ЖКХ. Что творится по всей Федерации - примеры этого показала прошлая зима. Яркий пример - Владивосток. Когда нарушено снабжение питьевой водой, это приводит к росту инфекционных заболеваний и как следствие - к преждевременной смертности. В результате - сбой в работе промышленных предприятий.
Над нами смеется весь мир: "Живете в такой богатейшей ресурсами стране…". И нечего ответить - нечем крыть. Я являюсь членом смешанной Российско-норвежской комиссии по охране окружающей среды, в которой я возглавляю рабочую группу по исследованию радиационного загрязнения северных территорий. Удалось посмотреть, как норвежцы работают с ЖКХ, как обращаются с отходами. Настолько все продумано… Об этом много писали у нас в СМИ. Норвегию без преувеличения можно назвать экологически чистой страной. Потому что природоохранные проблемы у государства на первом месте.
Жилищно-коммунальное хозяйство в первую очередь призвано обеспечивать население страны питьевой водой, а также осуществлять канализование сточных вод с учетом требований к качеству вод, поступающих в поверхностные водные объекты.
Я знаком с вашей публикацией в "Строительной газете" (№ 30 от 25 июля 2003 года) о состоянии дел с питьевой водой в Подмосковье. Цифры удручающие.
Острота проблемы обусловлена тем, что источники питьевого водоснабжения часто загрязнены (в том числе солями тяжелых металлов), оборудование систем водоснабжения и канализации сильно изношено, высока аварийность на объектах ЖКХ.
В 2001 году подано в сеть 21,8 млрд. м3 воды, что составляет 81 процент к уровню 1995 года.
При среднесуточном удельном водопотреблении на хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые нужды, составляющем по Российской Федерации 245 л на одного человека, в ряде регионов этот показатель не превышает 150-200 л. Среднесуточное удельное водопотребление на Севере составляет 190 л, в Сахалинской области - 182 л, Амурской области - 173 л, Республике Бурятия - 128 л, Республике Тыва - 117 л, Читинской области - 114 л, Республике Алтай - 53 л.
Поверхностные источники водоснабжения, доля которых в общем объеме водозабора превышает 60 процентов, в последние годы подвергаются негативному антропогенному воздействию.
Для хозяйственно-питьевого водоснабжения крупных городов используются главным образом поверхностные воды, не защищенные от загрязнения. Население этих городов находится под постоянной угрозой выхода питьевых водозаборов из строя, вследствие чего качество воды часто не соответствует нормативным требованиям. Традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам.
Аварийные загрязнения водных источников сопровождаются приостановкой городских и поселковых водозаборов, нарушением режима водоснабжения. Размещение промышленных предприятий и других экологически опасных объектов в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения привело к тому, что вся вода, забираемая из поверхностных источников, подвергается специальной обработке (на что ежегодно расходуется большое количество средств и разных химических реагентов), так как станции по очистке и подготовке питьевой воды технически не приспособлены для очистки забираемой воды от загрязняющих веществ промышленного происхождения.
В целом по Российской Федерации только 1 процент объема забора воды из поверхностных источников питьевого водоснабжения соответствует нормативу 1-го класса качества для питьевых водозаборов. По экспертным оценкам, 1/5 часть поверхностных и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения страны не отвечает санитарным нормам и правилам, в том числе 17,4 процента - из-за отсутствия зон санитарной охраны.
Среднегодовая балансовая стоимость производственных мощностей водопровода и водопроводных сетей составляет 154,1 млрд. руб., из них государственная собственность - 29,7 процента, муниципальная - 55,7 процента, частная - 10,3 процента, смешанная российская - 3,6 процента, совместная российская и иностранная собственность - 0,7 процента.
В 2001 году на предприятиях отрасли образовалось 4 млн. тонн токсичных отходов, 99 процентов которых - отходы IV класса опасности. Использовано и обезврежено максимальное за последние годы количество токсичных отходов (83 процента образующихся за год).
Мощность очистных сооружений канализации в 2001 году составила 57,2 млн. м3/сут, или 104,7 процента к уровню 1995 г., протяженность канализационных сетей - 119,8 тыс. км. Пропуск сточных вод через очистные сооружения канализации остался на уровне 2000 года (14,0 млрд. м3), что составляет 86,4 процента сточных вод, из них очищается до установленных нормативов 28,0 процентов, остальные сбрасываются в водоемы недостаточно очищенными.
Из эксплуатируемых канализационных очистных сооружений 60 процентов перегружены, 38 процентов - эксплуатируются 25-30 лет и более и требуют реконструкции. Дефицит мощности канали-зационных сооружений превысил 9 млн. м3/сут. В городах и поселениях эксплуатируется 9616 систем канализации, однако 43 города (3 процента) и 499 поселков городского типа (26 процентов) не имеют централизованных систем канализации.
Среднегодовая балансовая стоимость производственных мощностей канализации и кана-лизационных сетей составляет 136,4 млрд. рублей, из них государственная собственность - 32,8 процента, муниципальная - 55,3 процента, частная - 5,6 процента, смешанная российская - 4,9 процента, совместная российская и иностранная собственность - 1,4 процента.
Серьезное положение сложилось с техническим состоянием действующих систем водоснабжения и канализации, их износ с каждым годом увеличивается. Физический износ оборудования и сетей водоснабжения в 2001 году составил 62,0 процента, канализационных сетей - 60,1 процента. Срочной модернизации требуют около 30 процентов мощностей водопровода и более 100 тыс. км водопроводных сетей.
В наиболее тяжелом положении находятся основные фонды водопроводно-канализационного хозяйства в республиках Дагестан, Ингушетия, Красноярском и Приморском краях, Новгородской, Томской, Саратовской, Иркутской, Московской, Читинской, Ростовской областях, где износ водопроводных и канализационных сетей и сооружений превысил 60 процентов. Такое положение обусловлено дефицитом финансовых средств и ведет к ежегодному нарастанию износа сетей. Поэтому на водопроводных и канализационных сетях происходят порывы, отключения и аварии.
Хроническое недофинансирование тяжким бременем ложится на производственную деятельность предприятий водоканалов и обусловливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ, реконструкции и замены изношенного оборудования и ветхих сетей. По этой причине у предприятий отсутствует возможность пополнения обязательного аварийного запаса реагентов, дезинфектантов, оборудования, резервных материалов.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 16,1 процента забора воды в год, а в городах ряда субъектов Федерации превышают 25-30 процентов (Псковская область, Республика Северная Осетия - Алания, Курганская область, Кабардино-Балкарская Республика, Томская область и др.).
Предприятия ЖКХ являются крупнейшими источниками сброса сточных вод в поверхностные водные объекты в стране: они сбрасывают 60 процентов загрязненных и 62,3 процента нормативно очищенных сточных вод.
В 2001 году сброшено в водные объекты с очистных сооружений ЖКХ 13,5 км3 сточных вод, из них нормативно чистых всего 0,07 км3, или менее 1 процента. Объем сброса загрязненных сточных вод снизился до 11,9 км3 (88 процентов общего водоотведения), и это наименьший показатель с 1991 года.
Объекты ЖКХ - крупнейшие источники загрязнения поверхностных вод в отрасли (сброс более 100 млн. м3 загрязненных сточных вод) - расположены в 20 промышленно развитых городах страны. Это можно видеть по приведенной выше таблице. Их общий вклад в отраслевой объем сброса сточных вод данной категории превышает 50 процентов.
Тенденция к увеличению валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от объектов ЖКХ сохраняется, о чем свидетельствуют данные той же таблицы: за 2001 год в атмосферу поступило около 1 млн. т вредных веществ, что в 2,3 раза больше, чем в 1995 году. Этот рост связан с переводом на баланс коммунальных служб многочисленных ведомственных котельных, а также с более точным учетом выбросов от источников загрязнения атмосферного воздуха.
Основными составляющими выбросов вредных веществ, характерных для данной отрасли, являются оксид углерода (40 процентов), твердые вещества (29 процентов), диоксид серы (18 процентов), оксиды азота (11 процентов). Показатель улавливания вредных веществ сохранился на уровне 17 процентов и составил для твердых веществ 41,4 процента, жидких и газообразных - 0,5 процента.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства находятся в неравных экономических условиях по сравнению с энергоснабжающими организациями. Последние требуют за свои услуги предоплату исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. № 294 "Об утверждении порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию и газ". Осуществление авансовых платежей не распространяется на расчеты с организациями водопроводно-канализационного хозяйства, которые отпускают питьевую воду указанным организациям и принимают от них сточные воды зачастую в долг.
Основными проблемами деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства являются:
- высокий физический и моральный износ сооружений, оборудования, сетей;
- недостаточно эффективная очистка питьевых и сточных вод;
- отсутствие локальных очистных сооружений на промышленных предприятиях;
- низкий уровень автоматизации технологических процессов;
- недостаточное внедрение прогрессивных технологий;
- низкий уровень учета расхода воды и сточных вод;
- отставание тарифов на услуги организаций водопроводно-канализационного хозяйства от роста тарифов на топливно-энергетические ресурсы;
- недостаточное финансирование из бюджетов всех уровней и неблагоприятные условия для привлечения средств инвесторов.
Опубликовано в "Строительной газете", №№ 41, 43, 44, 2003 г.
|