Игорь ШВАРЦ
НАКАНУНЕ
ВАЖНОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СОБЫТИЯ
С 1 ИЮЛЯ 2003 г. СТРАНА ПЕРЕХОДИТ
НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ.
Первого июля вступит в силу Федеральный закон "О техническом регулировании". Одновременно прекратят действие законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг". В российской прессе, а также в международной экономической печати по этому поводу не прекращаются дискуссии. Были публикации на эту тему и в "Строительной газете".
Как нововведения скажутся на работе строительной отрасли? Многие строители, не скрывая напряженного внимания, ждут разъяснений. Обозреватель "СГ" Игорь Шварц встретился с начальником Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России Валерием ТИШЕНКО и взял у него интервью.
- Валерий Владимирович, на стадии обсуждения проект закона "О техническом регулировании" вызвал достаточно противоречивые отклики. Как воспринимается закон лично вами?
- Как государственный служащий, я воспринимаю закон прежде всего в качестве документа, который мы обязаны выполнять.
Чтобы реализовать закон в строительстве, Госстрой России проводит значительную работу. В кратчайшие сроки, например, разработан проект СНиП 10-01-2003 взамен действующего СНиП 10-01-94. Предлагаем проект этого важного документа опубликовать в "Строительной газете", получить отклики, которые можно было бы учесть в дельнейшей работе. На эту тему закон нужен был давно, много раз мы ставили об этом вопрос. Прежде всего, на мой взгляд, нужно было упорядочить работу многих ведомств, работающих в строительном нормировании, прекратить хозрасчетную деятельность надзорных органов, сократить непомерный объем обязательной сертификации и прочих платных процедур, чтобы не только снизить нагрузку на предпринимателей, но и позаботиться о реальной защите прав потребителей. К сожалению, меры, избранные для достижения целей нового закона, о которых говорили его разработчики, могут, как мне представляется, не обеспечить должного решения назревших проблем, а в перспективе, если не внести необходимые коррективы, - произвести обратное действие. Закон "О техническом регулировании" сориентирован прежде всего на оказание поддержки предпринимательству. Поэтому главный вопрос заключается в том, сможет ли новый закон оказать положительное влияние на развитие предпринимательской деятельности и будет ли это влияние решающим? Не секрет, что в области строительства в настоящее время решающее значение имеют проблемы организационно-правового и экономического характера. Ведь, к примеру, чтобы вложить в развитие своего бизнеса даже небольшие инвестиции в размере 500-600 тысяч рублей, предприниматель сегодня должен приложить огромные усилия.
Что касается технических норм, зарубежные специалисты всегда с уважением относились к нашим строительным нормам и правилам (СНиП), а также к системе стандартизации. В последние годы очень многое сделано, чтобы скорректировать систему строительных норм, адаптировать к нашим условиям и создать возможности для применения в России всего лучшего, что имеется за рубежом. Примеров достаточно. Но повысится ли с введением закона доверие потребителя к нашим изделиям? Захочет ли он покупать товары, произведенные по стандартам организаций-производителей, не прошедшим необходимой оценки, или предпочтет импортные материалы и изделия? Ведь непременное условие развития производства - это спрос.
- Но закон вступает в силу уже через несколько дней. Строителей волнует, как работать, что будет со строительными нормами после 1 июля?
- Думаю, волноваться не нужно, поскольку сразу после 1 июля для строителей мало что изменится. Изменяются функции федеральных органов исполнительной власти, в том числе Госстроя России. Теперь Госстрой в сфере технического регулирования имеет право издавать только акты, которые будут применяться на добровольной основе. Функции утверждения стандартов по строительству, которые также будут носить добровольный, т. е. рекомендательный, характер, переходят к национальному органу по стандартизации.
Необходимо четко понимать, что требования существующих строительных норм и правил, строительных и государственных стандартов по обеспечению безопасности в соответствии с целями регламентов сохраняют свою обязательность согласно п. 1 ст. 46 Закона "О техническом регулировании". Они действительны до того момента, когда будут приняты соответствующие технические регламенты, которые заменят эти требования. Это должно произойти в течение 7 лет. По истечении этого срока, если не будут разработаны технические регламенты, обязательные нормы превратятся в добровольные. Госстандартом России подготовлен проект программы разработки технических регламентов на 2003-2010 годы. В составе проекта 219 регламентов, в том числе около 20 - по строительству. Возможно, будет больше. Сложность состоит в том, как уложить в эти регламенты обязательные требования по безопасности из многих тысяч действующих технических нормативных документов. Методические принципы решения проблемы специалистам известны, и мы уже начали их применять на своем уровне, издав в прошлом СНиП 10-01-94. Но практика законодательства - это совсем иное дело. Ни в одной стране мира нет системы технического регулирования в строительстве в том виде, в каком она установлена в Законе "О техническом регулировании" для Российской Федерации.
В мировой практике действительно существует четкое разграничение между обязательными техническими регламентами, утверждаемыми органами власти, и добровольными документами, к числу которых относятся стандарты, которые принимаются зарегистрированными обществами. Эта позиция отражена и в Соглашении по техническим барьерам ВТО. То же сделано и в Законе "О техническом регулировании". Наличие технического законодательства в виде регламентов - безусловно, положительное явление. Но в документах ВТО, в законодательстве и в практике работы других стран техническое регулирование в обязательной сфере осуществляется на всех условиях исполнительной власти, а не сосредоточивается на уровне федерального парламента. Может оказаться, что в наших условиях при наличии 220 или 450 технических регламентов предпринимателям будет трудно решать с инспекторами по надзору возникающие разногласия по конкретным инженерным проблемам, а их в производстве немало. Ведь механизм их разрешения, кроме принятия президентом страны технического регламента в упрощенном порядке, законом не предусмотрен. Принцип добровольности национальных стандартов применяется в большинстве стран. Но в той же Германии все, что не вписывается в рекомендации национальных стандартов, требует обязательного подтверждения пригодности и специального разрешения на применение в строительстве. Это продиктовано заботой о надежности и долговечности, а также о других свойствах строительных сооружений, которые являются национальным достоянием независимо от того, кому они принадлежат.
Проблемы с реализацией закона, конечно, будут. Но и совершенствовать дело технического регулирования тоже нужно. Сегодня нормативные документы по строительству ведомственно разобщены. Принятые после 1992 года законы дают право надзорным органам принимать обязательные технические нормы без необходимых согласований. Конечно, мы и наши коллеги из других ведомств стараемся действовать согласованно, и все же накладки бывают. Нужна система. Раньше были другие проблемы, но координация в строительном нормировании обеспечивалась тем, что все общесоюзные документы по вопросам строительства согласовывались с Госстроем СССР. Главный инженер проекта на строительство своей подписью и под личную ответственность удостоверял соответствие проекта установленным требованиям, и все дополнительные согласования были не нужны. Этот порядок действовал с 1969 года. Российское законодательство пошло по другому пути, однако проблемы, которые будут возникать, будем решать совместными усилиями.
- Специалистов отрасли интересуют также вопросы аккредитации и сертификации.
- Здесь тоже следует всех успокоить - сертификаты, ранее выданные органами, аккредитованными в том числе Госстроем России, действительны. Не нужно думать, что они каким-то образом утратят силу. В соответствии с законом действуют и аттестаты аккредитации. Порядок аккредитации, безусловно, изменится. Будет создаваться единая система аккредитации. Но до принятия соответствующих постановлений правительства работа по аккредитации будет продолжаться в том же порядке. Наша задача состоит в том, чтобы принятые в промышленности процедуры обязательного подтверждения соответствия по формальным соображениям не были распространены на продукцию строительства - здания и сооружения. Основания для решения этой задачи в законе есть. Нам нужно совершенствовать формы оценки соответствия зданий и сооружений при приемке и вводе их в эксплуатацию, и мы будем это делать при разработке соответствующих регламентов. Что касается строительных материалов и другой промышленной продукции, применяемой в строительстве, для строителей и работников промышленности изменится не так уж много. Госстрой России всегда проводил линию на добровольность сертификации. Если в целом по стране подлежит обязательной сертификации до 70 процентов выпускаемой продукции, то по номенклатуре Госстроя России - не более 0,5 процента. При разработке технических регламентов необходимо полнее использовать возможности по сокращению излишнего объема обязательной сертификации строительных материалов, изделий и оборудования, что существует сегодня в различных системах обязательной сертификации.
- В прошлом интервью "Строительной газете", в № 5 от 31 января 2003 года, вы упомянули, что для обеспечения необходимого контроля в связи с введением Закона "О техническом регулировании" потребуется создание специального закона. С чем это связано и что в этом смысле сделано?
- Госстрой России внес соответствующие предложения. Правительством Российской Федерации дано поручение Госстандарту, Минэкономразвития и Минюсту. Пока вопрос в стадии решения. Упорядочить работу надзорных органов необходимо, и сейчас в этом направлении ведется большая работа. Закон "О техническом регулировании" существенно ограничивает возможности и права органов государственного надзора. Установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований регламентов осуществляется в отношении продукции исключительно на стадии ее обращения путем проверки наличия деклараций или сертификатов соответствия. Другие мероприятия по контролю продукции, а также процессов должны осуществляться в соответствии с законодательством. И это законодательство необходимо создать. Продукция строительства - здания и сооружения - принципиально отличается от промышленной продукции в соответствии с ролью, которую она играет в жизни общества, а также по способу организации процессов создания и эксплуатации. Как за рубежом, так и в нашей стране контроль государственных надзорных органов с некоторыми отличиями сопровождает процесс строительства. Не вдаваясь в анализ эффективности контроля промышленной продукции, могу сказать, что для продукции строительства и процессов ее создания подход "исключительно на стадии обращения" неприменим и разработка специального закона объективно необходима. Закон "О техническом регулировании" такую возможность предусматривает. Следует также добавить, что органы государственного надзора в строительстве к тому же по сравнению с другими развитыми странами более малочисленны и менее оснащены.
- Итак, чтобы подытожить относительно общих положений Закона "О техническом регулировании": можно ли с уверенностью утверждать, что, вступив в силу, закон не отразится негативно на интересах строителей?
- Зачем же принимать закон, который не затрагивает ничьих интересов? Задача в том, чтобы закон работал на интересы общества. По поводу отрицательных откликов скажу, что для строителей текст нового закона не совсем привычен. Для некоторых он с трудом поддается прочтению и соответственно с трудом воспринимается. Конечно, нужно иметь соответствующую подготовку, чтобы вникнуть в текст закона, но, объективно говоря, на многие возникающие вопросы ответов пока нет. Госстандарт России с участием Госстроя и других министерств и ведомств подготовил проекты 20 постановлений Правительства РФ и изменений в нескольких десятках действующих законов. В проекте СНиП 10-01-2003 сделана попытка найти ответы в пределах возможностей Госстроя России. При этом нужно понимать, что новый СНиП создается на основе и с учетом требований Закона "О техническом регулировании" с тем, чтобы реализовать его положения в строительстве.
- Что нового в новом СНиПе?
- Наполнение разделов в значительной степени новое, но рамки действующей "Системы нормативных документов" сохранены - в смысле задач по установлению тех или иных требований. В соответствии с законом обязательные требования по безопасности переходят в технические регламенты. Наша задача - сохранить требования качества, которые направлены на создание нормальной среды жизнедеятельности людей, обеспечение эксплуатационной пригодности и долговечности зданий и сооружений и соответствие их своему назначению. Да иначе и быть не может. Ведь это капитальные сооружения, создаваемые на долгие годы. Регламенты не являются частью системы нормативной документации Госстроя России. Они являются правовой основой этой системы. Безусловно, мы будем их разрабатывать так же, как и национальные стандарты, которые будут применяться в системе непосредственно с помощью ссылок. Основной вид федеральных документов прежней "Системы нормативных документов" сохраняется. Но теперь СНиП будут утверждаться для применения на добровольной основе. Обязательные требования технических регламентов предполагается детализировать в СНиПе, применительно к разным видам конкретных сооружений, к разным ситуациям, климатическим и другим условиям. Но детализация не будет носить, подчеркиваю, обязательного характера. В СНиПе будут приводиться также требования к эксплуатационным характеристикам зданий и сооружений, основанные на требованиях потребителей. Своды правил, как и раньше, будут описывать только способы, с помощью которых можно решать те или иные задачи.
Считаем необходимым сохранить также то, чего в законе нет, но и не запрещается, - территориальные строительные нормы. Мы это делаем, основываясь на требованиях Конституции РФ, Градостроительного кодекса и ряда других законов. Для их создания можно будет пользоваться федеральными нормами рекомендательного характера. Такая практика существует во многих странах: делаются типовые модельные коды, на основе которых власти земель, например в Германии, или власти того или иного штата в США принимают обязательные нормы. Госстроем зарегистрировано около 150 территориальных строительных норм, и в этом деле накоплен, несомненно, положительный опыт.
Порядок разработки строительных норм и правил практически не меняется. Для повышения эффективности всей этой работы, на мой взгляд, было бы целесообразно на базе небольшого нормативно-организационного подразделения, существующего в ФГУП ЦНС, создать серьезный нормативный центр, который мог бы сосредоточиться на разработке регламентов и новых строительных норм и правил. Подобные центры существуют за рубежом - в США, Канаде, ФРГ, Швеции, Англии, во Франции и в других странах.
Последний раздел проекта СНиП 10-01-2003 посвящен вопросам применения нормативных документов. Хочу обратить внимание: все, что касается технических регламентов, основано на Законе "О техническом регулировании". Более того, приводятся выдержки из закона. Разъясняется также, что означает применение документов на добровольной основе. Конечно, ряд положений СНиПа требует серьезного обсуждения с юристами. Кроме того, остаются некоторые нерешенные вопросы. Новый СНиП будем стремиться утвердить как можно быстрее.
Опубликовано в "Строительной газете", №26, 2003 г.
|