Игорь ШВАРЦ
ПОДМОСКОВЬЮ УГРОЖАЕТ БОЛЬШОЙ ДЕФИЦИТ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ.
Во исполнение федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" в 2002 году стартовала областная целевая программа, призванная обеспечить население Московского региона качественной питьевой водой. Что сделано в прошлом году и как идет выполнение программы в 2003-м?
Об этом беседуют обозреватель "СГ" Игорь ШВАРЦ и заведующий отделом областных программ и инвестиций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области Юрий ЧЕКАНОВСКИЙ.
- Юрий Львович, как обстоит положение с питьевой водой в области?
- Несмотря на то что природа обеспечила Московскую область достаточными запасами подземных вод, их потребление в значительной степени затруднено. Самыми неблагоприятными по обеспечению питьевой водой оказались промышленно развитые и густонаселенные районы, расположенные в центральной, восточной и южной частях области. Дело в том, что Московская область "сидит" на подземных источниках, потребляя воду из артезианских скважин. Эксплуатация этих источников сверх меры в течение многих лет привела к тому, что в стокилометровой зоне образовалась так называемая депрессивная воронка. Это означает, что статический уровень воды понизился. Произошло это из-за ежегодного резкого увеличения численности населения в ближнем Подмосковье в летний период. Теперь водозапасы области отстоят от Москвы уже на дальнем расстоянии. Столица в отличие от подмосковных городов и населенных пунктов питается главным образом за счет водохранилищ или, как их принято называть, поверхностных источников. Вода, поступающая в водопровод Москвы, проходит переработку и подготовку на станциях очистки. Столичному мегаполису воды хватает с избытком. "Мосводоканал" даже обеспечивает прилегающие районы - примерно 260 тыс. кубометров в сутки подается в центральные районы Московской области.
- Несмотря на спад производства, - а промышленные предприятия Московской области в свое время являлись крупными потребителями питьевой воды, - в ряде районов отмечается тем не менее ее дефицит. Чем это можно объяснить?
- К сожалению, эта тенденция прослеживается наиболее отчетливо в Подольском районе, где дефицит воды составляет 75,1 тыс. кубометров в сутки. В Мытищинском этот показатель составляет 26,1, в Люберецком - 44,3, в Павлово-Посадском - 17,8, в Орехово-Зуевском - 11,0, в Щелковском - 16,7, в Ногинском - 5,7, в Наро-Фоминском - 1,6 и в Балашихинском - 8,4. Ряд районов испытывает недостаток воды в летний период. Все чаще возникает проблема водоснабжения жителей верхних этажей высотных домов. Объясняется это тем, что за последние 10 лет капитально-восстановительный ремонт зданий, сооружений и технологического оборудования систем водоснабжения не производился. Практически прекращены реконструкция и строительство сооружений по очистке и обеззараживанию питьевой воды. Поэтому около 40 процентов сетей и сооружений исчерпали эксплуатационный ресурс, 15 процентов - находятся в аварийном и предаварийном состоянии, нередки перебои подачи воды.
- Как это сказывается на качестве воды?
- В ряде районов области вода из артезианских скважин поступает с хорошими показателями, но проходя по ветхим сетям водопровода, теряет свое качество. В Домодедовском, Дмитровском, Серпуховском, Шатурском, Коломенском, Клинском, Каширском и других районах наблюдается ухудшение микробиологических показателей в водопроводной сети.
- Техногенная обстановка в регионе, насколько я понимаю, также не сопутствует качеству…
- Проблема эта особенно актуальна для городов, расположенных в центральной части области. Я имею в виду Мытищи, Люберцы, Лыткарино, Серпухов, Балашиху, Раменское, Электросталь, Дзержинский, Бронницы, Жуковский, Ногинск и ряд городов и населенных пунктов в бассейнах реки Клязьмы, а также в нижнемтечении реки Москвы. В подземных водах, добываемых в пределах этих территорий, типичными загрязнителями являются нефтепродукты, железо, марганец, свинец, алюминий, кадмий и другие вредные для здоровья человека химические элементы. Нередко бывают превышенными допустимые концентрации аммония и сульфатов, показатели жесткости и минерализации.
Результаты обследований водозаборов в Домодедовском, Химкинском, Красногорском, Раменском, Одинцовском, Наро-Фоминском, Егорьевском, Сергиево-Посадском, Щелковском, Ногинском, Воскресенском и других районах области свидетельствуют о неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии скважинного хозяйства. Причем в сельских населенных пунктах положение хуже, чем в городах. Количество скважин, обустроенных с нарушениями нормативов, или так называемых брошенных скважин достигает 80-90 процентов. В последнее десятилетие массовый характер в области, в том числе в водоохранных зонах, приобрело интенсивное жилищное строительство, которое не сопровождается сооружением инженерной инфраструктуры. Попросту говоря, коттеджные и дачные поселки не оснащены, как правило, очистными сооружениями. Казалось бы, принимать их в таком виде - противоречит всем нормам, и тем не менее… Все это является основными причинами загрязнения подземных вод эксплуатируемых водоносных горизонтов. Решение этой серьезной проблемы предусмотрено при разработке областной целевой программы "Жилище и инженерные инфраструктуры Московской области на 2004-2010 годы".
Не вполне благоприятно сказывается на обеспечении водой областных населенных пунктов соседство громадного столичного мегаполиса. Сточные воды канализации Москвы (кроме Зеленограда и района Южное Бутово) перед выпуском в водные объекты области не проходят дополнительной очистки и обеззараживания. Поэтому река Москва ниже выпуска сточных вод Курьяновской станции аэрации, Люберецкой и Ново-Люберецкой станций аэрации, а также в районе реки Пехорка загрязнена настолько, что непригодна для рекреационного водопользования.
- Даже не знаешь, как назвать такое положение - все все знают, и тем не менее... Почему такое происходит?
- Можно привести ряд факторов, однако основной причиной является длительная эксплуатация без капитально-восстановительных ремонтов, а также полное прекращение строительства объектов по всем направлениям.
- Когда же наступит поворотный момент?
- До кардинальных изменений предстоит пройти еще больший путь, хотя изменения к лучшему можно наблюдать уже сегодня. Если в 2002 году освоено на объектах водоснабжения и водоотведения 200 млн. рублей из всех источников финансирования, то уже в 2003 году планируется освоить порядка 650 млн. рублей. Нынешний год знаменателен тем, что финансироваться будут 67 объектов. Из них предполагается осуществить ввод в эксплуатацию 20. Это - насосная станция и коллектор в Волоколамске, очистные сооружения в поселке Раменский Дмитровского района, станция перекачки в поселке Павловская Слобода Истринского района, система водоснабжения поселка Московский Ленинского района, насосная станция подкачки в Поселке Нахабино Красногорского района, реконструкция насосной станции второго подъема и строительство артезианской скважины в городе Лыткарино, реконструкция водозаборного узла № 9 в городе Люберцы, бурение артезианских скважин в поселке Малаховка, станция обезжелезивания в д. Кресты Солнечногорского района, канализационный коллектор в г. Мытищи и т. д.
- Каковы перспективы кардинального решения проблемы?
- Поскольку основные водозапасы области отстоят от Москвы на дальнем расстоянии, чтобы восполнить нехватку, уже сегодня используются запасы воды Владимирской области. Этот проект получил название Восточной системы водоснабжения. В настоящее время совместно с правительством Москвы рассматривается перспектива строительства Южной системы. С юга области вода в объеме 780 тыс. кубометров в сутки должна поступать в Москву, поскольку для столицы это резервный источник, а из общего дебита системы 420 тыс. куб. м воды в сутки должна потреблять Московская область. Географически - это Серпуховской, Ступинский, Чеховский, Подольский, Домодедовский, Видненский районы. По мере транспортировки воды в Москву будут обеспечены водой все эти районы.
Чтобы воплотить в жизнь эти проекты, требуются колоссальные денежные средства. Их по-прежнему неоткуда взять. Очевидно, что проблему не решить с помощью бюджетных денег. Поэтому основная задача, которую мы решаем сегодня, - это создание финансовых механизмов для деятельности жилищно-коммунального хозяйства области вообще и в частности - для обеспечения населения водой. Деньги есть, и парадокс в том, что при наличии денег у населения и коммерческих банков, причем достаточно больших, привлечь их в жизненно важную сферу оказалось делом крайне сложным. Проблема в том, что базовая ставка коммерческого кредита достаточно высока. В настоящее время она достигает 18 процентов. Такой кредит не может потребляться в течение длительного периода. Это, кстати, относится и к ипотечному кредитованию. Можно рассматривать эти две проблемы во взаимосвязи. Если взяться хорошо за ипотеку, она поправит состояние дел в жилищном строительстве и, как следствие этого, - в коммунальном хозяйстве. Поэтому кредит нужно сделать доступным для потребления.
- 18 процентов - это выше общеевропейской ставки в два раза. Разве есть возможность удешевить кредит, получаемый от коммерческих банков?
- В решении этой проблемы основная роль должна принадлежать государству. Целесообразней всего разделить долю ответственности за реализацию жизненно важных проектов между всеми уровнями власти. Если взять обязательство возвращать часть процента по коммерческому кредиту на уровне 8 процентов, он сразу становится для потребителя интересным. Потому что этот процент ниже уровня годовой инфляции. Остальные 10 процентов можно распределить между федеральным, областным и муниципальным уровнями. Это резко сократит объемы государственных инвестиций и в то же время привлечет большой пласт незадействованных резервов коммерческих банков. Конечно, проекты в этом случае должны быть по качеству совершенно иными, чем в настоящее время.
Кроме того, они должны быть экономически обоснованными. Вопрос: кто будет экспертировать эти проекты? Ведь, согласно логике, нужно создавать отдельные структуры. Так вот, мы пришли к выводу, что этого делать не следует. Поскольку кредит выдает коммерческий банк, он обладает специалистами, которые могут определить качество проекта с точки зрения экономической целесообразности, возвратности, окупаемости
и т. д.
Давайте рассмотрим несложную задачу. Скажем, кредит выдан на три года. Государственные инвестиции, направленные на погашение ставки, составляют 10 процентов. За три года долг предприятия, взявшего кредит по процентам, достигает примерно 20 процентов. Это может стать долей государства в уставном капитале предприятия - двадцати процентов вполне достаточно, чтобы обладать блокирующим пакетом акций. Значит, к вопросу необходимо подойти через акционирование предприятий ЖКХ. Таким образом, государство приобретает возможность достаточно определенно влиять на управление активами предприятия.
Говоря "предприятие", я имею в виду управляющие компании, которые предстоит создать. Потому что в жилищно-коммунальном хозяйстве самая серьезная проблема - это менеджмент. Если не будут созданы управляющие компании, никто и ничто не защитит предприятия ЖКХ. В настоящее время мы видим, например, серьезные притязания со стороны РАО "ЕЭС России" и Газпромбанка поглотить в долгосрочной перспективе наши предприятия.
- Какая требуется помощь от законодателей, чтобы обеспечить область достаточными финансовыми ресурсами?
- Нужно принять федеральный закон "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" - он сейчас в проекте и призван прежде всего проинвентаризировать "кредиторку" и "дебиторку", т. е. взаимные обязательства.
Следующим этапом станет реструктуризация долгов. Долги жилищно-коммунального комплекса, которые висят давно, должны быть частично амнистированы и реструктуризированы. К плану реструктуризации прилагается план технического переоснащения.
Ждем и закон "О концессионных договорах, заключенных с российскими и иностранными инвесторами". В нем регулируются соглашения на длительный период, когда инвесторам отдается в управление муниципальное имущество. Длительность таких соглашений может достигать 15-20 лет. За это время инвестор, с обязательным условием качественно улучшить деятельность предприятия, может получить прибыль и окупить затраты. Если эти законы не создадут противовеса, предприятия ЖКХ могут быть полностью поглощены такими монополистами, как РАО "ЕЭС России".
- В общем, как была бабушка Матрена самым надежным плательщиком, так и остается.
- Это верно, но сейчас частному инвестору нет никакого интереса участвовать в деле. В этом смысле мы возлагаем надежды на закон "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области", проект которого находится на рассмотрении в Московской областной Думе, где правительство Московской области берет на себя обязательства стимулировать и положительно влиять на инвестиционную активность.
В проекте закона прописываются следующие нормы: до 3 процентов доходной части бюджета Московской области должно направляться на развитие инвестиций, т. е. на создание инфраструктуры и условий для частных инвестиций. Эта значительная сумма (3 процента от 65 млрд. рублей) перекроет 10 процентов ставки коммерческого кредита и решит проблему, о которой мы говорили выше. Будучи задействованным, этот механизм привлечет огромный массив частных инвестиций. В этом ключ к решению проблемы. Сегодня уже очевидно, что без его задействования мы уже не можем. Амортизация близка к 70 процентам, а это означает, что основные фонды не могут уже полноценно участвовать в производственном процессе.
Министерство провело большую работу, в результате в прошлом году Московская область перезимовала без ЧП. Поднялась и дисциплина исполнителей, многие текущие вопросы удается решать в режиме текущего времени. Пока при отсутствии механизма, способного кардинально решить проблему, нашей задачей является стабилизировать ситуацию, т. е., по крайней мере, приостановить деградацию существующей системы. В настоящее время те небольшие деньги, которые нам выделяет бюджет, мы стараемся заставить работать там, где они нужны позарез. Но впереди - воплощение стратегии, которая намечена в рамках программы "Реформирование ЖКХ Московской области в 2004-2010 годах". В конечном итоге предприятия жилищно-коммунального комплекса должны стать самодостаточными и прибыльными. Эта задача потребует очень серьезных организационных и структурных преобразований.
* * *
Следует с сожалением признать, что сложилась тревожная обстановка с обеспечением населения Подмосковья питьевой водой. Уже сейчас в некоторых местах из-за отсутствия нормальной питьевой воды заболевают, страдают люди.
Особенно усложняет проблему интенсивное повсеместное коттеджное строительство без цивилизованного водоснабжения и очистных сооружений. Вызывает удивление, кто и на каком основании принимает коттеджные поселки без водоочистных объектов.
Надеемся, что правительство Московской области со всей серьезностью рассмотрит "питьевой вопрос" и примет соответствующие меры.
Опубликовано в "Строительной газете", № 30, 2003 г.
|